Романов Александр И. (Романов Сахи) (1926-2002)
Народный Художник Казахской ССР.
Родился в Казалинском районе Кзыл-Ординской области. В 1955 г. окончил Всесоюзный Государственный институт кинематографии. Учился у Ф.С. Богородского, Ю.И. Пименова. С 1955 г. работал в Алма-Ате. Член СХ РК — с 1958 г. Член Союза кинематографистов СССР — с 1959 г. Участник выставок — с 1949 г.
Народный художник РК, кавалер ордена «Парасат».
Свою творческую деятельность Сахи Романов начинает в киностудии «Казахфильм». Как художник-постановшик он участвует в создании фильмов: «Следы уходят за горизонт» режиссера М. Бегалина (1962), «Крылья песни» режиссера А. Мамбетова (1965), «Дорога в тысячу верст» режиссера А. Карпова (1967), «У подножия Найзатаса» режиссера X. Абусеитова. Одним из лучших его фильмов была кинолента «Алдар-Косе» («Безбородый обманщик») режиссера Ш. Айманова (1963). В живой, темпераментной манере художник выполнил массу эскизов и зарисовок персонажей и их костюмов, создав удивительно яркие комические и драматические образы, отмеченные тонкими психологическими качествами.
Большое место в его творчестве занимала книжная графика. Знание казахского эпоса, богатейшее воображение и выдумка помогали ему создавать интересные и яркие графические серии — «Сорок небылиц», «Алдар-Косе», «Жизнь и творчество Курмангазы», иллюстрации к сборнику повестей и рассказов М. Ауэзова «Караш-Караш». Постепенно основной сферой познания, формой воплощения мысли и чувства становится живопись, определившая своеобразие его творческого видения.
Сахи Романов — художник, для которого важнее всего первое впечатление от натуры. Природа, вечно находящаяся в движении — вот что более всего волнует мастера. Именно в работе над этюдами художник возмужал и окреп как живописец. Пережить эмоционально красоту, всегда существующую в окружающем мире, и найти способы запечатлеть ее в своих полотнах — главная цель этюдов Сахи Романова.
Работая над портретами, художник ищет активное начало в характере каждого человека. Его портреты — это, прежде всего, выражение стремления человека к действию, воплощение внутреннего упорства, твердости характера. Даже в самых внешне спокойных по композиции изображениях человека он выделяет скрытую напряженность чувств.
Живописные полотна Сахи Романова — это стремление к лаконизму, динамике, образности художественного языка.