Тогусбаев Токболат (1940-1996)
Заслуженный деятель искусств Каз ССР.
Тогусбаев Токболат принадлежит к поколению ярких личностей, вошедших в литературу и искусство в 60-е годы ХХ века, для которых поиск и эксперимент были основой творчества. Токболата Тогысбаева всегда отличал интерес к национальному историческому, культурному, духовному наследию, которое он связывал с развитием и достижениями мировой художественной культуры, общечеловеческими гуманистическими ценностями. Также художник всегда стремился к внутренней свободе, самовыражению и создавал произведения оригинальные и запоминающиеся.
В экспозиции было представлено более сорока работ, хранящихся в Государственном музее искусств им. А. Кастеева, Павлодарском областном художественном музее, в частных коллекциях и охватывающих разные периоды творчества художника. Эта масштабная выставка вызвала интерес как профессионалов – опытных и начинающих живописцев, так и рядовых зрителей. На вернисаже, что особенно отрадно, было много молодежи – студентов столичных вузов, для которых эта встреча с творчеством живописца стала первой.
Они узнавали, например, что Т. Тогысбаев первым написал портреты трех великих казахских биев – Толе-би, Айтеке-би и Казыбека-би, они сейчас переданы Президентскому центру культуры. Его работы находятся в отечественных музеях, частных коллекциях Казахстана, СНГ, Европы, Америки и Азии, а знаменитая картина Т. Тогысбаева «Кастеев» – в Третьяковской галерее в Москве.
Как отмечают искусствоведы, художник интуитивно подчиняет живописные средства и приемы музыкально-ритмическому рисунку образа. Не случайно его лучшие работы называют «музыкально-изобразительными сюитами», причем создаваемыми в разных жанрах – сюжетные полотна, пейзаж, натюрморт, портрет. Об этом говорят уже названия произведений: «Узоры песен степей», «Мотив», «Песенные дни», «Мелодия», «Поющие горы». Своя «песенная стихия» есть даже в таких, на первый взгляд «прозаических» работах, как «Слово строителям» (1973) и «Турксиб, 1930-й год» (1987).
В портрете Абая (1982) художник попытался «найти связь оперной музыки с философией поэтического наследия поэта», и это произведение действительно отличают полифонизм, синкретизм художественных средств выразительности. Одухотворенностью образов и явно ощущаемой энергетикой привлекают портреты Хаджи-Мукана, Махамбета Утемисова, Айши Галимбаевой, Нургисы Тлендиева, Курмангазы.
В многочисленных работах, где отражены традиции кочевой культуры, особенно мощно проявляется талант Токболата Тогысбаева как великолепного колориста и мастера композиции, виртуозно организующего пространство картин. Он сочетает элементы народного декоративно-прикладного искусства, в частности, ковроткачества с личным цветовидением и создает особое праздничное настроение. Художник часто рисует юрту, ее внутреннее убранство, людей, живущих там. Юрта для него – это центр мироздания, место силы, место радости и умиротворения. И не случайно на таких полотнах запечатлены беззаботно играющие или спящие дети…