Многие люди искренне полагают, что именно со взмаха кисти Сабура Мамбеева началось становление национальной школы живописи. Я просто не мог пройти мимо столь знаковой фигуры своего времени и...

Многие неравнодушные к изобразительному искусству люди искренне полагают, что именно со взмаха кисти Сабура Абдрасуловича МАМБЕЕВА началось становление национальной школы живописи. Я просто не мог пройти мимо настолько знаковой фигуры своего времени и живого ориентира для многих художников современности.

В творческой обители

Тем паче, был весьма важный повод. В прошлом месяце в Алматы проходила выставка, посвящённая 85-летию Сабура МАМБЕЕВА. На ней были представлены одни из важнейших для истории искусства Казахстана полотен автора. Поздравить выдающегося художника пришло огромное количество людей, среди которых были знаменитые и признанные деятели современности. Они в один голос заявляли, что в изображения художника можно всматриваться часами и, возвращаясь к их созерцанию на следующий день, находить ранее неуловимые смыслы. Я решил выяснить у самого автора, что же способствовало этому редкому на сегодняшний день феномену? Приехав по приглашению в его творческую обитель, моему взору привстал хозяин мастерской, который с трудом передвигаясь и опираясь одной рукой о стену, поприветствовал своего гостя. Впрочем, это было единственным моментом, который указывал на его уже преклонный возраст. В его окружённых глубокими морщинами глазах горел огонь, а на удивление энергичное и крепкое рукопожатие указывало на то, что он торопиться жить.

— Конечно, 85 лет – это весьма солидный возраст, – начал диалог Сабур МАМБЕЕВ, - Да, я прошел серьезную школу живописи, учился у многих известных художников, написал множество картин. Однако чувствую, что сделал еще далеко не все. Возможно, это прозвучит удивительно и даже смешно, но есть вещи, до которых я созрел только сейчас, так что планирую поработать еще. Хотелось бы успеть воплотить в жизнь все, что задумал. И вот, каждый день, если позволяет погода, я выбираюсь сюда и пишу свои картины. Ведь у меня осталось не так много времени, а сделать нужно так много… Я последний из числа людей, которые поступили со мной в ленинградское училище. Думаю, это неспроста. Сидеть дома и влачить существование большинства стариков, для меня – неприемлемо, – с ехидцей заключил жизнерадостный художник.

Присев на диван у стола, на котором были разбросаны тюбики с красками, карандаши, газеты и наброски будущих картин, мы начали разговор о былом.

Фанатичность – залог успеха

— Тяжело ли было пареньку из села Абай-Базар попасть в знаменитый ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина?

— Из всего Казахстана в 47-м году в Ленинград было направлено только четыре человека, выходцев из художественных училищ, среди которых оказался и я. Вот и судите. Когда началась Великая Отечественная война, мне было всего 13 лет, в то время мало кто мог предположить, как сложится их дальнейшая жизнь. Родителей у меня не было и мы с сестрой жили у дяди. Все мои братья ушли на фронт, но так и не вернулись. Но даже в те страшные годы я отчётливо знал, что если останусь в живых – буду писать картины. Так и случилось. О том, чтобы сельского паренька взяли в знаменитое московское Суриковское училище, не было и речи. Но даже при этом я был несказанно счастлив.

— Расскажите об основных отличиях художников «века минувшего» и «века нынешнего».

— Наверное, главное отличие в той, не побоюсь этого слова, фанатичности, которая была присуща большинству художников того времени. Многие мои коллеги по кисти были детдомовскими. Такие безродные дети, в отличие от семейных, были готовы на всё, лишь бы им дали шанс реализовать себя. Получив этот шанс, такие дети с безудержной неистовостью брались за любую работу, которую им давала советская власть, и делали её на совесть. Определённо, это были особые дети. Тоже можно было сказать о преподавателях. Из центральных вузов к нам ссылались великолепные художники, которые без каких либо денег и условий брались нас учить. Среди них были такие знаменитые творцы, как один из ведущих художников Украины, профессор Абрам ЧЕРКАЦКИЙ, который, кстати, обучался у самого РЕПИНА, но по горькой случайности попал в знаменитый Карлаг НКВД (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь – Прим. авт.) И такие потрясающие люди, на полном альтруизме и совершенно безвозмездно, брались обучать безродных юнцов. Это ли не чудо?.. Пожалуй, это главные отличия художников того времени: объединенная общей трагедией безвозмездная взаимовыручка, доброта и фанатичное отношение к любимому делу.

Довольствоваться малым

— На что жили и как зарабатывали художники того времени?

Самым большим заработком для художника того времени являлось написание и рисование праздничных плакатов и лозунгов. В день я делал по два-три плаката, за которые мне выдавали булку хлеба, а иногда даже сахар и какие-то деньги. За годы войны мы так отвыкли от сахара, что когда в Ленинграде отменили карточную систему, и продукты стало возможно купить за деньги, то мы с друзьями ежедневно покупали килограмм сахара, который съедали за один присест. Сейчас это может звучать весьма дико, но в то время мы были весьма довольны. Главное, что нам никто не мешал творить. До нас вообще никому не было дела и подобное положение дел нас полностью устраивало.

— Все ли картины вам нравятся после того, как вы заканчиваете над ними работу?

— Нет. Меня никогда полностью не устраивала ни одна из написанных мною картин. Закончив работу и возвращаясь к её созерцанию в будущем, я всегда находил моменты, которые стоило бы исправить, дополнить или исключить. Считаю, что такой поиск совершенства, для художника – важнейший двигатель его творчества и развития таланта.

Волшебства не существует

— Что, по-вашему, талант?

— Искренне полагаю, что это «новое слово», который человек должен внести в живопись. Оно может быть маленьким, еле заметным, но быть – обязательно. Это нам показывает вся мировая практика живописи. Признанными гениями считаются лишь те авторы, которые подарили миру нечто до них не реализованное, нечто концептуально новое, а иногда и неповторимое. Талант либо есть, либо его нет. Талантами – рождаются, это от Бога, если хотите.

Как по-вашему, для того, чтобы добиться больших результатов в художественном мастерстве, обязательно ли иметь профессиональное художественное образование?

— Нет, я не считаю, что диплом художественного института так необходим и является гарантом достижения действительно больших результатов. Потому что я встречался с великими художниками, которые не получили никакого формального художественного образования, но при этом творили шедевры. Важнее – талант. Говорю это, подразумевая, что большинству нынешних художников все-таки необходимо специальное обучение.Для того, чтобы правильно распределять свое время, работать эффективно, а также возыметь и развить это важнейшее желание - стать лучше, чем был вчера. В институте студенты всегда невольно сравнивают себя с сокурсниками. Сравнение ведет к соревнованию, а соревнование порождает совершенство. Очень мало людей может соревноваться с самим собой и самостоятельно мотивировать свой рост, и такие люди, неизбежно, очень талантливы. Им не нужно идти в школу и зарабатывать диплом. Но, к сожалению, остальные, а их большинство, не такие, поэтому я бы всем советовал пойти учиться, хотя бы на пару лет, чтобы выработать основополагающие навыки и самодисциплину, необходимые для того, чтобы выжить в художественной индустрии.

— Что бы вы посоветовали начинающим художникам?

— Не сдаваться! Самая большая ошибка - это сказать, что что-то невозможно. Волшебства не существует, есть только упорная работа. Если вам что-то действительно нравится, ничто не помешает вам этим заниматься. Никогда нельзя останавливаться в саморазвитии. Если вы действительно хотите стать художником, искусство должно стать вашей страстью и навязчивой идеей. Будьте терпеливы и прикрикните на свое самомнение, если оно слишком вырастет. Художник - тот, кто видит вещи не такими, каковы они, а такими, каков он сам. И еще одно - старайтесь получать от этого удовольствие.(смеётся)

Борис КАЛАЧЁВ,
Алматы,
Фото автора

Источник: yvision.kz