Владимир Александрович Эйферт родился 1 августа (18 июля) 1884 года в Саратовской губернии. В 17 лет окончил в Астрахани 4-классное городское училище. Первые годы работал маляром, подмастерьем у частных подрядчиков, ретушёром у фотографа. Любовь к искусству привела его в Астраханские Высшие художественные мастерские, которыми он позднее заведовал.
В молодые годы В.Эйферт посещал художественный кружок Павла Алексеевича Власова (учителя Б.М.Кустодиева) и был участником всех выставок в городе. Здесь же в Астрахани Эйферт стал членом комитета по руководству картинной галереей. Одной из интереснейших страниц в биографии художника была его деятельность, связанная с созданием в 1918 году художественного музея в Астрахани (ныне – Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина). С этой целью дважды в 1919 и в 1920 году Губпрофсовет отправляет его в качестве уполномоченного комитета ИЗО в Москву с целью забрать у художников картины, уже приобретённые Павлом Михайловичем Догадиным (1876–1919), коллекционером, основателем художественного музея в Астрахани, а также приобрести новые экспонаты. В связи с этим большой интерес представляет обнаруженный в Карагандинском областном художественном музее машинописный сборник-журнал «Мазки», выпущенный студентами «свободных художественных мастерских» в 1920 году. В нём был опубликован очерк В.Эйферта «Что я запомнил в Москве» под псевдонимом «Студент». В ходе поездки В.Эйферт встречался с И.Грабарём, П.Кузнецовым, К.Коровиным, А.Архиповым, А.Васнецовым, С.Малютиным, К.Юоном, П.Петровичевым и другими известными мастерами. Эти встречи, очень живо и увлекательно описанные автором, дают потрясающее ощущение времени и насыщены интересными деталями. Он пишет: «Надо сказать, что все люди в Москве страшно заняты и нам провинциалам уделяют очень мало времени. Но я был настойчив. И мне удалось вытянуть у художников даже по нескольку часов». Особую заинтересованность и искреннее участие в пополнении астраханской коллекции проявили, по словам В.Эйферта, К.Коровин и И.Грабарь, которые сами подобрали и предложили свои работы. В этом, безусловно, важную роль сыграло и личное обаяние В.Эйферта, его интеллигентность и природное умение находить контакт с людьми различного характера и уровня. В 1919 году Эйферт привёз в Астрахань из Москвы работы М.Сарьяна, М.Сабашниковой, В.Борисова-Мусатова и другие произведения, всего 31 картину. В 1920 году он доставил произведения В.Кандинского, К.Малевича, А.Родченко, Р.Фалька, В.Рождественского и др. В 1922 году он едет в Петроград для встречи с Б.М.Кустодиевым, у которого он должен был принять картину для Астраханской галереи. Можно представить, каким это было для Эйферта нелёгким делом, учитывая военное время и сопряжённые с ним тяготы голода и разрухи.
С 1926 года В.Эйферт в Москве. Он много и плодотворно работает, является участником многих выставок, на которых его произведения соседствуют с картинами Н.Альтмана, В.Фаворского, Ю.Пименова и А.Дейнеки. Имя художника значится среди тридцати трёх фамилий художников, участвующих в третьей выставке «Жар-Цвет» в 1926 году в Центральном Доме учёных. В 1927 году он среди участников выставки в Симферополе, разместившейся в залах Центрального музея Тавриды. С 1928 года по 1931 год В.Эйферт – член Общества московских художников, в которое входили такие известные живописцы, как И.Машков, Р.Фальк, А.Фонвизин, С.Герасимов. В 1928 году он показывает свои работы в Феодосии на четвёртой выставке картин современных русских художников. В основном В.Эйферт в эти годы создаёт натюрморты и пейзажи, в которых решает чисто живописные задачи. Так, в каталоге «Выставки картин московских художников» 1936 года, проходившей в Ялте, среди пяти экспонированных работ художника – четыре натюрморта и один пейзаж. Картины В.Эйферта привлекают всё больший интерес и внимание, и немаловажным доказательством этому служит то, что они были отмечены наркомом просвещения А.В.Луначарским...
В 1930 году В.Эйферт назначается торговым представителем и экспертом по антиквариату в Берлине, а в 1934 году и в Париже, где он будет жить и работать в течение двух лет. После мрачного и сдержанного Берлина Париж поразил и восхитил художника яркостью и непринуждённой атмосферой своих улиц, пёстрой толпой, заполняющей бульвары, блеском разноцветных автомобилей. Находясь в Париже, В.Эйферт безусловно следил за тем, чо происходило в Европе в области изобразительного искусства, знакомясь с его новейшими течениями. Он буквально «окунулся», насколько позволяла его административная работа и партийность, в культурную жизнь буржуазного Парижа...
Амир Джадайбаев (руководитель Научного центра Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А.cКастеева).
Полностью статью можно прочитать в журнале «Золотая палитра» №2(11) 2014
Источник: zolotayapalitra.ru